пятница, 27 июля 2012 г.

Собачка Баскервилей

Нам продлили визу на очередные три месяца. Все прошло без малейшего напряжения. Очередь была, но отлично организованная. В местном «иммигрейшн офисе» достаточно кресел для ожидающих оформления документов фарангов. У входа дежурят мужчина и женщина, помогающие разобраться с заполнением бланков. Тут же установлены столы с образцами. Все отлажено до мелочей. Есть очень дешевое копировальное бюро и салон, в котором можно заказать паспортные фотографии. Но главное - нет даже намека на унижение. Чиновники иммиграционной службы внимательны и предельно вежливы. Мы к этому за полтора года проживания в Таиланде так и не привыкли.
Сразу возникает мысль - почему у нас не так. Чтобы получить загранпаспорт, скажем, в Вологде, где я прожил несколько лет, нужно стоять в томительных очередях и  высиживать часами в душных «предбанниках». Почему получение любой, самой ничтожной справки превращается в издевательство над людьми? Почему, наконец, власть ведет себя с согражданами хуже, чем с эмигрантами? Что будет со мной, если я выйду из дома в Москве без паспорта и нарвусь на проверку документов? 
Здесь, в Тае, туристов часто предупреждают - сделайте ксерокопию загранпаспорта и без нее из отеля не выходите. Я отвечаю этим советчикам - вы в Таиланде когда-нибудь бывали? Что за бредовые советы? Даже в тяжкую пору 2010 года, когда в Паттайе действовал комендантский час (из-за беспорядков в столице страны), полиция не обидела подозрением ни одного фаранга. Ни одного! Нет паспорта при себе и - не надо. Только, плиз, вернитесь в отель. У нас тут комендантский час. Превеликое вам сорри… Не можете отыскать путь назад? Так мы же вам поможем.
И - помогали! Не выкручивая рук и не укладывая подозрительных людей лицами в лужу. Более того, здесь вообще не принято обижать иностранцев, даже подвыпивших. Пьяным и агрессивным могут аккуратно настучать по башке - если они сильно попросят. Но это всё-таки исключение, а не правило.
В Паттайе, в самом криминализованном городе Таиланда, я и Юля ощущаем себя в полной безопасности. Нам регулярно сообщают о том, что где-то на Наклыа у кого-то вырвали сумочку или вытянули из кармана деньги. Совет в этом случае простой - не ходите там, где не следует ходить. В Паттайю съезжаются не только миролюбивые фаранги, но и лихие люди. При этом иностранные гастролеры опасней, чем тайские. Местных сдерживают религиозные предрассудки. Приезжих не сдерживает ничего. 
За все время пеших вечерних прогулок мы лишь однажды ощутили тревогу. Я уже рассказывал об этом случае. Ничего страшного в тот раз не произошло. Подвыпивший тайский юноша рассмотрел меня и Юлю. И моментально устыдился своих намерений. И все обошлось. Но мы с той поры избегаем глухих темных соек. И гуляем там, где много прохожих. Но это всё-таки предупредительная и даже избыточная мера предосторожности. Повторяю, какой-либо опасности мы не ощущаем. В сравнении с вечерней Москвой наша Паттайя - образец безопасности.
Никак не избавлюсь от привычки задавать вопросы, ответы на которые известны всем. Почему в России не так, как в Таиланде? Потому что это - Россия. И объяснять что-то уже не требуется.
Покинув «иммигрейшн офис», мы решили отметить продление виз утренней прогулкой по городу. Сели в тук-тук и отправились к «дельфинам» - в самый конец (или в самое начало?) Второй улицы. А потом очень неспешным шагом прошли всю Бичку, задержавшись лишь в полюбившейся нам шоколаднице Swensens, что расположилась в «Роял Гарден Плаза». 
К слову - я почему-то всегда называл этот торговый центр «Гарден Плаза», упуская слово «Роял». Причина - моя невнимательность. Мне понадобилось три месяца, чтобы перестать путать Северную и Южную улицы. Похоже, что я такой же рассеянный человек, как и наш учитель Брендан Мёрфи. Он может десять минут разыскивать лежащую у него под носом книгу. Эти поиски прекращает Юля. Она просто берет книгу и передает её Брендану. И тот горячо благодарит, словно Юля нашла бесценную, но крайне важную для мистера Мёрфи вещь.
Я уже много раз признавался в нежных чувствах к мистеру Мёрфи. Повторяю еще раз - мы любим своего учителя. Это добрейший человек, который будет преподавать нам английский и в будущем году. Мы специально переговорили с Китти, менеджером нашей школы. Поинтересовались нашим будущим. И Китти сказала - хотите остаться с мистером Мёрфи, останетесь именно с ним. После этого мы спросили у Брендана - захочет ли он учить нас и дальше. Брендушка тяжко вздохнул и развел руками. А когда Юля произнесла «инглиш форева», он рассмеялся.
У Христофорыча много работы. Вчера он признался мне, что очень устает. Он работает по девять часов в день - в том числе и с юным учеником, сыном русских фарангов, который обучается английскому в индивидуальном порядке. А еще Брендушка ведет занятия в параллельной русской группе, которая заканчивает второй год обучения. Так что достается мистеру Мёрфи по полной программе. И мы ничем не можем ему помочь. Английский мы осваиваем с большим трудом. Но и с большим удовольствием - благодаря нашему Брендану Кристоферу Мёрфи.
Прогуливаясь по Бичке, мы увидели необычную сценку. По вымощенной пешеходной дорожке разъезжал детский автомобильчик. В нем, нахмурившись, сидела тайская девочка лет трех. Автомобильчик натужно жужжал электромотором и неспешно выписывал по мостовой витиеватые кренделя.
Мы не сразу заметили, что девочка совсем не держится за руль. Потом сообразили - игрушка радиоуправляемая. Движением автомобильчика управлял отец девочки, присевший в сторонке на корточки. Он держал в руках большой пульт, ощерившийся парой антенн. Судя по всему, игрушка была не из дешевых. Но при этом отец девочки выглядел, как крестьянин. Как бедный крестьянин. Как очень бедный исанский крестьянин, перебравшийся в Паттайю на заработки.
Одежда его была очень проста. И сам он был до предела провялен щедрым тропическим солнцем. Нам он не улыбнулся - полностью сосредоточившись на дочери. Девочка тоже не улыбалась - она неотрывно смотрела на отца. Оба делали важную работу. Отец сосредоточенно развлекал дочь. Дочь сосредоточенно развлекалась. И мы сразу заметили, что игрушка эта была куплена совсем недавно - на заработанные пляжной торговлей деньги.
Это, конечно, разрушает сложившийся в наших головах образ азиатской бедности. Штамп живуч, хотя вокруг нас полно низвергающих его картин. 
Мы часто видим усталых тайцев, отдыхающих на Бичке или на набережной Джомтьена. Они либо едят, либо спят. Либо играют на планшетных компьютерах - чаще всего на iPad`ах. Такой же компьютер развлекает кассира китайского магазина «Френдшип», расположенного недалеко от входа на Уокин Стрит. В ресторанчиках Джомтьена мы частенько наблюдаем, как юные таечки попивают кофе и одновременно общаются в «Фейсбуке» со своих лэптопов. Причем, в их распоряжении не только дешевые нетбуки, но и ничего себе Эйры. 
Как все это связать воедино? Бедные же люди? И жить должны в слезах и соплях. Вот наши бедные живут правильно - вспоминают благословенные советские времена, ненавидят демократов и проклинают Ельцина (но по каким-то загадочным причинам любят Путина). Наши - труженики, несправедливо обиженные былой властью (которой уже нет, мама дорогая, 12 лет). А эти - мелкобуржуазная азиатская шушера. Правда, с планшетами iPad и пикапами «Исузу». Налицо геноцид русского народа… Со стороны тайцев? Да они в большинстве своем понятия не имеют, где на карте располагается Россия. И счастливы в своем неведении.
Думаю, причины этого несоответствия настолько глубоки, что не объяснимы в принципе. Тайцы - это совершенно другие люди. Для нашего человека вроде марсиан. Они умеют радоваться тому, чему наш человек огорчается. Например, тому, что на обед нет черной икры. Зачем тайцу черная икра, если он её никогда в жизни не пробовал? В чем, собственно, цимес? Наш человек тоже черной икры ни разу не пробовал. Но твердо убежден - продукт очень дорогой и потому безгранично желанный. Какое может быть счастье без черной икры?.. Снова напрашивается фраза про геноцид. Поэтому остановлюсь.
Вечером в минувшее воскресенье, откушав чудесного мороженого, мы направились домой - через первый этаж «Роял Гарден Плаза». И угодили на собачью выставку. Это было выездное мероприятие сообщества клубов владельцев американских питбулей. Весь этаж был заставлен клетками с собаками. Возле отключенного на время фонтана был организован ринг. Непрерывно велось собачье дефиле. На судейском столе возвышались ряды кубков и статуэток. Тут же в беспорядке лежала горка собачьих медалей.
У нас эта выставка оставила двойственное чувство. Мы, как я уже говорил, очень любим собак, включая и элитных питбулей. Но если риджбеков мы любим в непосредственном контакте, поглаживая вечно торчащие клочки шерсти на холках этих славных ублюдков, то питбулей мы любим через прочные прутья клетки. 
Собаки очень красивые. Мы подошли к щеночку пепельной масти с невероятно умными прозрачными глазками. Посюсюкали с ним. Щеночек улыбнулся… Его пасть простиралась от уха до уха. Тяжелые влажные брыли. Острые, как иголочки, молочные зубки. И окрас пасти - темно-бордовый, словно зев хищного растения «росянка».
Именно так выглядела знаменитая собака Баскервилей. В общем-то, красивая, поскольку некрасивых собак не бывает. И жутко страшная - когда открывает пасть.
Наш щенок, его братья и сестры, его мамаша и, наверное, папаша смотрели на нас приветливо и даже ласково. В их глазах не было агрессии. Они понимали, что нравятся нам, поэтому оказывали ответные знаки внимания.
Не знаю, по какой причине, но мы покинули торговый центр почти бегом. И лишь на улице выдохнули - ну и страшилища…
К слову - год назад, в августе, в Паттайе случилась ужасная трагедия. От зубов питбуля погибла маленькая девочка из Австралии. Это очень сложная порода собак, с которой нужно уметь обращаться.
На площадке перед «Роял Гарден Плаза», со стороны Второй улицы, стояли автомобили участников выставки. Дорогие и престижные марки. На этот собачий праздник съехались заводчики со всех концов страны - с Пхукета, южных и северных провинций. Цены на щенков этой породы исчисляются цифрами с тремя нулями. В долларах, не в батах. Породистый питбуль - собачка не для бедных.
И о других событиях. Всю неделю рабочие зачищали Бичку от крон старых деревьев. Как мы поняли, Паттайя готовиться к обильным ливням. В результате набережная стала прозрачной и какой-то пустой. Одни пальмы и корчаги стволов лиственных деревьев, лишенных ветвей. Грустная картина.
Но здесь все быстро возрождается. Достаточно хорошего ливня. Пустырь перед нашим домом, перепаханный месяц назад, давно порос густой сочной травой. Словно его никогда и не пахали.
Вчера во второй половине дня на Паттайю обрушился первый из ожидаемых властями города дождей. Обильный, щедрый и невероятно тёплый. Он лил с перерывами целый день. Нам пришлось задержаться в школе, дожидаясь, когда ливень немного стихнет. Дождались. И - не вымокли. К некоторому сожалению, поскольку очень уж хотелось промокнуть до последней нитки. 
Вот еще один парадокс жизни в тропиках. Ливня ждешь, как манны небесной. А когда он обрушится в полную силу, первая мысль - как хорошо, что у нас нет зонтов… Всё шиворот навыворот.








PS На снимках - любимый нами «золотой час». И -  собачья выставка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий