понедельник, 4 июня 2012 г.

А в нашей буче…

Сегодня Паттайя охвачена праздником. Не работают государственные учреждения. Народу в городе - не протолкнуться. В несколько раз увеличилось количество автомобилей на дорогах. Паттайя застыла в одной вялотекущей пробке. Дело в том, что в Таиланде празднуется главный религиозный праздник - Висакха Буча. В этот день (15-й день четвертого лунного месяца) отмечается сразу три события - рождение, просветление и кончина Будды.
Мы от этого праздника далеки. Но нам очень интересно наблюдать за празднующими тайцами. Понедельник - день тяжелый. Но когда он выходной, то тяжелым не кажется.
На праздник в Паттайю съехалось столько же народу, сколько и на наш Новый год - 1 января. Или почти столько же - из окрестных городов, поселков, деревень. Тайцев манит океан и курортная Паттайя с ее храмами и развлечениями.
Вчера на улицах торговали гирляндами из орхидей. Их здесь продают на дорогах, предлагая водителям - «на удачу». И сейчас этими гирляндами увешаны мотобайки, легковые автомобили, автобусы. Причем, их вешают не только внутри кабины, на зеркало заднего вида, но и на капоты машин.
Таиланд - страна визуалов. Тайцы с особым трепетом относятся к красоте. Правда, понятие красоты у них не совпадает с нашим. Поэтому мужественные мотосаи, случается, носят девчачьи розовые босоножки и рубашки в горошек. А картинные галереи уставлены яркими и безвкусными поделками - перерисованными фотографиями, сильно ухудшенными репродукциями картин, орнаментальными полотнами, от пестроты которых начинает болеть голова.
Но есть и такие произведения, у которых невольно останавливаешься. Я не слишком разбираюсь в живописи, но чувствую, что это имеет отношение к искусству. Юле тоже любопытно. Она, в отличие от меня, рисует и понимает живопись. Я внимательно к ней прислушиваюсь, надеясь развеять мрак своего невежества.
Галерей в Паттайе полным-полно. И крошечных уличных мастерских, и закрытых салонов, и больших художественных заведений. Все, что в них выставлено, можно купить. И мы пару раз видели, как иностранцы выбирают картины тайских художников. 
На пересечении 3-й улицы и Таппраи, напротив путепроводного моста, находится большая картинная галерея. Однажды здесь снималось тайское кино - мы как раз проходили мимо. А позже, во время привычной вечерней прогулки, мы заметили группу иностранцев, расхаживающих по галерее и явно приценивающихся к полотнам. Какой-то человек, возможно, хозяин заведения, охмурял фарангов в плане цены. 
Чем закончилось дело, мы не знаем. Но по сонному выражению лиц бледнолицых покупателей было видно - это настоящие ценители. Картины им явно нравились. Но они не хотели показать своего интереса, чтобы сбить цену. Не соглашались с хозяином, но и не уходили. Торг был в самом разгаре. Но мало кто сомневался, что покупка состоится. Дело было только в цене.
Стоимость предметов искусства и сувениров - большая для меня загадка. Как они определяют цену той или иной вещицы? По вложенным в нее трудозатратам? Сообразно ценам в соседней лавке?
Вчера зашли в один из сувенирных магазинчиков. На прилавке лежит деревянная фиговина, которую я мог бы использовать в качестве ложемента для авторучки. Я люблю подобные безделицы.
Интересуемся стоимостью. Хозяйка сообщает: «Триста девяносто бат». «Триста девяносто?» - удивляемся мы. Торговая дамочка тут же поправляется: «Триста». «Триста?» - снова удивляемся мы. И она называет окончательную цену - сто пятьдесят бат. 
Реальная стоимость этой поделки еще ниже. И это понятно. Но почему именно триста девяносто? Почему не четыреста двадцать или триста пятьдесят? 
Впрочем, есть в Паттайе магазины, в которых о цене не спрашиваешь, поскольку понимаешь, этот товар стоит своих денег. Недавно мы впервые зашли в магазин тайского шелка Джима Томпсона. Этот бутик расположен на втором этаже торгового центра «Гарден Плаза» (того самого магазина, который украшен врезавшимся в его крышу самолетом). 
Мы несколько раз испытывали судьбу, приобретая халаты из тайского шелка. Качество ткани еще ничего, качество пошива - ужасное. Халаты разлезлись за неделю. Во время первой стирки они окрасили воду в кровавый цвет. Шелковая кровь сочилась с них еще около месяца. Потом один халат был выброшен, второй доживает свои дни в шкафу. Носить его невозможно - из-за распустившихся швов. 
Мы уже знаем, что в магазинах на Второй улице шелк покупать нельзя. Его нигде нельзя покупать, кроме магазина Джима Томпсона. Как ни странно, вещи в этом магазине относительно недороги. К примеру, небольшой шелковый платок стоит 300 бат. И это шелк безупречного качества.
Здесь продают шелковые сорочки, галстуки, другие предметы одежды, шелковую галантерею. Очень красивые изделия. 
Мы восприняли магазин Джима Томпсона (это имя основателя компании, его уже давно нет в живых), как своего рода художественную галерею, в которой можно купить все, что понравится. Примерно так же мы относимся к салонам, в которых продают мебель ручной работы. И к магазинам керамики. 
Один из таких магазинов, на Третьей улице, недалеко от путепровода на Пратамнак, давно привлекает наше внимание. Но мы не заходим вовнутрь - ограничиваемся осмотром витрин и интерьера с улицы. Мы все равно здесь ничего не купим. И нам не хочется напрасно обнадеживать продавцов. Это магазин китайской мебели и фарфора. Изумительной красоты фарфоровые вазы в человеческий рост. Филигранные керамические букеты цветов. Культовые фигурки. Не магазин - настоящий музей. Точнее - художественная галерея.
Подобных китайских магазинов в Паттайе довольно много - как и самих китайцев. Тайское общество только на первый взгляд выглядит мононациональным. На самом деле оно крайне разнообразно. Китайцев в Таиланде живет, действительно, много. И много индусов. Не приезжих, а осевших здесь в незапамятные времена. 
Пожилой индус, отец хозяина нашего геста, поднялся со стула, когда мы однажды вернулись с прогулки. Дело было под вечер. Пожилой индус обедал. Он ел руками - подбирал щепотью рис из плошки и отправлял его в рот. Когда нарисовались мы, индус отложил мисочку, обтер руки и привстал. Юля сказала, что он приветствовал мою бороду. Я согласился - индус тоже был бородат. Два солидных бородача - один с сивой (я), другой с ослепительно белой (он) бородой. Между нами мгновенно установилась таинственная связь. Впрочем, она тут же прервалась - индус продолжил свою трапезу, а мы с Юлей потащились на второй этаж, в свои славные уютные «апартаменты».
Я уже сообщал, что в прошлых жизнях был свиньей (прискорбная история) и падишахом. Но еще раньше я прожил жизнь собаки. Я узнал в этом добром пожилом индусе соседского песика, с которым когда-то - лет двести назад - дружил. Заодно я выяснил, какой породы я был в той собачьей инкарнации. Я был тайским риджбеком.
У меня есть доказательства - вихор на макушке, который закручен супротив направления роста остальных волос. У риджбеков та же история. На их холках шерсть напоминает прическу «ирокёз» - постоянно стоит дыбом.
Риджбеки славные собаки. Говорят, порода очень древняя. Судя по паре наших знакомых псов, постоянно проживающих на пляже, они, действительно, невероятно древние. Одному из псов не менее двадцати лет (сто пять по человеческим меркам). Другой - немного моложе.
Тайские риджбеки, точнее, их помеси, окружают наш дом плотным кольцом. Их держат все соседи. И вечерами эти славные ублюдки принимаются петь. Я уже когда-то рассказывал о собачках, которые не столько лают, сколько воют. Так вот, это особенность тайских риджбеков. Их называют еще говорящими собаками.
Мы собак очень любим. Как оказалось - риджбеков в том числе. Даже тех, к которым боязно подходить из-за их невероятной толщины. Недавно встретили собачку, которая в длину примерно такая же, что и в ширину. И это не чемпион собачьей жирности. Мы видали и потолще. 
Тяжела доля тайского риджбека. Еды слишком много, опасностей слишком мало. Глубоко несчастные существа… После бледнолицых фарангов, конечно.
О фарангах песня отдельная. Я хотел прилепить ее к теме многонационального Таиланда, но решил вынести в финал - для красоты. 
Идем как-то по излюбленному маршруту, пролегающему частично по Третьей улице. И видим салон красоты, на прозрачной стене которого написаны приветствия на разных языках. В том числе и надпись «Тавтай морилно уу».
Мы засмеялись. Ну, тайцы, ну, народ. Уж как ни перевирают русские слова… Потом мы вернулись домой. Полезли в Интернет - в попытках понять, что это «уу» означает. И оказалось, что это «добро пожаловать» по-монгольски.
Мы устыдились своего невежества и своего снобизма. То, что мы не знаем тайского языка, вполне объяснимо. Не знаем английского - стыдно, но терпимо (поскольку осваиваем его в школе). Но не знать монгольского?!










PS На снимках - Паттайя художественная. Арт Стрит и всё остальное.

8 комментариев:

  1. Всегда слежу за постами:)
    Этот особенно понравился.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за такой детальный рассказ о тайских художественных салонах! Из фотографий особенно понравилась та, которая над слоном. Очень красивый орнамент, если присмотреться. Это керамика?
    Вера

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это фрагмент оформления Большого Королевского Дворца в Бангкоке. Керамика со следами восстановления.

      Удалить
  3. Да, болтливость - это, судя по всему, особенность всех тайских животных =) У меня тайская кошка постоянно что-то мне рассказывает. Причём, остальные кошки её мяуканье не воспринимают. Видимо, правда на тайском кошачьем разговаривает :)

    ОтветитьУдалить
  4. У Вас тайская кошка?! Как здорово... Я - кошкофил, кошкоман и кошколюб. Обожаю кошек. Говорящих - тем более.

    ОтветитьУдалить
  5. Я тоже неисправимый кошкофил ))
    Вот она: http://i.imgur.com/hJBvE.jpg
    http://i.imgur.com/ZwhFZ.jpg
    Длинная разговорчивая кошка =)

    ОтветитьУдалить